- Чиновник: "Пресса имеет право ходить от буфета до туалета"
Отметим, первое изменение режима работы правительства с прессой произошло уже через месяц после назначения Виктора Зубкова премьером: ранее открытая для журналистов трансляция традиционных заседаний кабинета министров была прекращена. Мотивировали данное решение в правительстве тем, что журналисты мешают проведению заседаний и дискуссий в деловом режиме. Прессе было разрешено слушать вступительное слово премьера, а после нескольких часов ожидания задать вопрос основному докладчику, но не премьеру.
Зубков не балует журналистов так называемыми подходами к прессе. Экс-премьер Михаил Фрадков тоже не выходил к журналистам комментировать итоги заседания, но время от времени приглашал на закрытые брифинги. А 13 сентября уходящий Фрадков в свой последний рабочий день в правительстве даже сердечно попрощался с журналистами и поблагодарил их за сотрудничество. Кроме того, Михаилу Фрадкову во время его поездок по стране можно было ввернуть любой, даже каверзный вопрос и получить живой комментарий. Нынешний премьер практически не доступен для прессы.
Чиновник: "Пресса имеет право ходить от буфета до туалета"
В итоге журналисты, ранее получавшие информацию "из первых уст" или с заседаний правительства, переключились на общение с чиновниками меньшего ранга - в ведомствах и профильных департаментах. Этот факт вызвал озабоченность у премьера. Как стало известно РБК daily, в правительстве планируют в течение двух ближайших недель выработать новые правила работы чиновников со СМИ.
Предполагается "ограничить беспорядочное хождение прессы по Белому дому", а также ввести прямой запрет на общение с чиновниками, за исключением вице-премьеров и министров. "Не все государственные чиновники по закону о госслужбе имеют право выступать ньюсмейкерами, - пояснил один из авторов новаций. - Чиновники нередко сами не подозревают, что выступают в роли ньюсмейкера". По мнению источника, пресса была избалована режимом Фрадкова. Любопытно, что последнее, что высказал экс-премьер в прощальной речи, - это пожелание Зубкову быть открытым для прессы.
Глава правительственного департамента пресс-службы, информации и протокола Александр Жаров сообщил, что для журналистов созданы "максимально комфортные условия работы", и сотрудничество с прессой, по его мнению, "эффективно и не требует коррекции". А один из чиновников с негодованием заявил: "Пресса имеет право ходить в пресс-службу и от буфета до туалета - что еще нужно?"
Генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко считает ограничение на общение чиновников с прессой нарушением Конституции. "Можно ограничивать распространение государственной или коммерческой тайны, - разъясняет Яковенко. - Но нельзя запретить вообще общаться с прессой".
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что премьер Зубков сейчас не заинтересован в пиаре. "Цены растут, выборы приближаются. Ему необходимо работать без шума и пыли, а именно - удержать стабильность ситуации в сверхчувствительный период передачи власти от президента к преемнику", - говорит эксперт.
"Огромное количество журналистов на самом деле не вполне журналисты, а представители различных бизнес-группировок", - одобряет тактику правительственных чиновников директор Института политических исследований Сергей Марков.